
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, может ли в соответствии с законом руководство обычного детского сада запретить ребенку с нарушениями / особенностями развития посещать детский сад по причине сложного поведения (например, по требованию родителей других, "обычных" детей, которым наш ребенок, по их словам мешает заниматься и они хотят, чтобы таких детей перевели в специализированные учреждения либо изолировали, собрав в отдельную группу)? Дело в том, что у моего сына задержка речевого развития, синдром гиперактивности, присутствуют и аутичные черты. Интеллект абсолютно сохранен, выше среднего, все его проблемы эмоционально-поведенческого плана: неумение общаться с другими детьми, непонимание правил игр, не совсем обычные способы выражения эмоций. В принципе, ребенок не агрессивен, но моментами толкает других детей, может укусить, далеко не всегда слушает воспитателя... Все специалисты, с которыми ребенок занимается (психолог, невролог, психиатр, АВА-терапист), в один утверждают, что для полноценной социализации сыну необходим обычный детский сад с нормотипичными детьми - только в таком случае возможен прогресс в развитии, обучении навыкам общения, нормам поведения и т. д... А спустя несколько месяцев мы столкнулись с тем, что нас просто пытаются выжить. Насколько это все законно? На что имеют право родители других детей и руководство детского сада.
Заранее благодарю за ответ.
Алексей, здравствуйте. "Выжить", Вас никто не имеет право, но если ваш ребенок в действительности мешает другим детям, то их родители имеют право на защиту прав своих детей в соответствии с законом. Правила и нормы поведения детского сада должны быть в уставе данного детского сада.
Посещение детского сада относится к основным образовательным программам и регулируется законом об образовании.
В соответствии со ст. 64 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из части 2, статьи 64 настоящего закона,"Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей". С Ваших слов, такими особенностями у ребенка являются задержка речевого развития и синдром гиперактивности.
Исходя из Ваших слов, специалисты рекомендуют посещать обычный детский сад для полноценного развития. Возьмите подобное заключение в письменном виде.
Если Вы считаете, что на ребенка оказывается давление, Вы вправе обратиться с письменным заявлением (по почте с уведомлением о вручении и описью вложения) в Администрацию детского сада с просьбой письменно разъяснить причины таких действий и требовать немедленно прекратить подобное поведение сотрудников детского сада, так как такие действия вредят психическому здоровью ребенка, приложив письменное заключение специалиста о том, что ему рекомендовано посещать обычный детский сад с нормотипичными детьми.
Желаем Вам удачи!