Как оформить право собственности на земельный участок

Никто не будет спорить, что оформление прав на земельный участок – длительная и сложная процедура. Некоторые люди обращаются к сторонним организациям, платят за услуги, но без гарантии получения положительного результата. Но, зная процедуру оформления права собственности на земельный участок, можно справиться самостоятельно, без препятствий пройти все бюрократические процедуры.

Способы получения права собственности

Существует несколько путей получения приобретения права:

• путем оформления гражданско-правовой сделки, к примеру, купля-продажа (чаще всего встречается), реже встречается мена или дарение;
• по процедуре наследования;
• бесплатная передача;
• в процессе использования в качестве арендатора.

Ограничения

Не любую землю получится получить в полноправное владение. Основные ограничения прописаны в законе № 178:

• парки и заповедники национального значения;
• участки, которые занятые под военную деятельность;
• земли, на которых расположены государственные и муниципальные органы;
• кладбища;
• фонды лесного и водного хозяйства.

Купля-продажа

Как только подписан контракт, проведена оплата, приобретатель земельного участка должен провести государственную регистрацию своего права. Данная процедура подведомственна Росреестру, обратится необходимо в территориальное отделение, где расположен земельный участок.

Необходимые документы для регистрации:

• заявление, которое оформляется непосредственно в момент подачи документов;
• документы, подтверждающие личность, как заявителя, так и бывшего собственника;
• договор, по которому проводилось отчуждение;
• паспорт на участок, полученный в кадастровой палате;
• акт передачи участка;
• при наличии супруга, нотариально заверенное согласие на проведение сделки;
• квитанция об уплате государственной пошлины.

Наследование

Для получения наследства отводится 6 месяцев. Срок отчитывается с момента смерти наследодателя. Чтобы заявить о своих правах, в этот срок необходимо обратится к нотариусу и подать заявление с документами, подтверждающими родственные связи с наследодателем. После открытия наследственного дела специалист нотариальной конторы выдает документ, который позволит наследнику собрать весь необходимый пакет документов для оформления своих прав. Для оформления участка необходимо собрать следующие документы:

• кадастровый паспорт;
• справку о стоимости земельного участка, которую выдает та же кадастровая палата, с актуальной датой на момент смерти наследодателя;
• выписка из земельного кадастра;
• справка о наличии или отсутствии на земле недвижимого имущества;
• если есть недвижимость, то выписку из ЕГРП на нее.

Помимо этого, необходимо провести независимую экспертную оценку по определению стоимости земельного участка и представить справку эксперта о рыночной стоимости. В любом случае, подробный перечень документов выдаст нотариус.

После вступления в наследство и получения свидетельства, необходимо обратится в регистрационную палату и зарегистрировать свои права. Пакет документов в принципе такой же, как в случае с регистрацией права собственности вследствие покупки земли. Только вместо договора купли-продажи, прилагается свидетельство, выданное нотариусом.

Получение бесхозного участка земли

Несмотря на длительность процедуры, если участок расположен в «удачном» месте, оно того стоит. Естественно, выгоднее найти владельца, но не всегда получается. Если получится найти собственника, то следует действовать по алгоритму, который применяется при получении участка по договору купли-продажи.

Если же личность собственника не удалось установить, то следует обратится в муниципалитет по местонахождения участка и подать заявление с просьбой получить бесхозную землю в собственность. Если предварительно осуществлялся поиск владельца, то все ответы государственных органов лучше приложить, чтобы подтвердить факт отсутствия собственника.

Местные власти проводят постановку на учет земли. На протяжении следующего года никакие действия с участком не будут проводится, для того чтобы у владельцев была возможность заявить о своих права. После окончания этого срока, муниципалитет обращается в суд с заявление о признании своих прав на землю.

После этого участок передается в аренду. Параллельно можно заняться получением следующих документов:

• план геодезии;
• генеральный план;
• акт, подтверждающий временное использование участка.

Как только документы собраны, можно обращаться опять к местным властям с заявлением, в котором будет просьба о передаче конкретного участка в собственность, с приложением полученных документов. Прошение рассматривается в срок от 1 до 3 месяцев.

Если ответ положительный, то участок выкупается, обычно по среднерыночной цене. После подписания договора и оплаты, придется провести межевание и получить новый кадастровый паспорт и после этого зарегистрировать свои права.